Бизнес по индивидуальному хранению
Первая часть этого поста здесь. А мы продолжаем.
Сайт для моего self storage
Можно сделать сайт самостоятельно на платных или бесплатных движках. Можно воспользоваться SaaS решениями за небольшую плату в месяц. Опыт такой был. В основном это личные блоги, ресурсы для тестирования идей и даже небольшой интернет-магазин. Но я за собой знаю один большой недостаток. Я человек не творческий и совершенно не умею делать красивые вещи, я совершенно ничего не смыслю в дизайне, графике и маркетинге. Поэтому думаю, что лучшим вариантом для меня будет аутсорсинг этой услуги. Т.е. сайт с функционалом, маркетинговыми штучками и, конечно же, с дизайном заказать у специалистов своего дела.
Цена вопроса — она может варьироваться в больших пределах в зависимости от CMS, качества, дизайна, динамики и функций, которые необходимы. Но и здесь я рассчитываю на начальном этапе сделать минимальный рабочий продукт (MVP). Т.е. сделать сайт по минимуму, но достаточным для начала работы с клиентами. Достаточным для привлечения органического трафика и для рекламных компаний.
Посадочную страницу (landing page) я на данный момент не рассматриваю, так как считаю полноценный сайт более функциональным и перспективным в плане долгосрочного развития. А разница в цене совсем незначительна. Что получится на самом деле с ресурсом в интернете посмотрим. Быть может я и поменяю свою точку зрения в сторону лэндинга. Быть может буду использовать их для тестирования рекламных каналов, да и просто для тестирования чего-либо.
Наполнение сайта должно представлять собой: информационные страницы по основной услуге, просмотр и выбор складов и нужных площадей, калькулятор стоимости бокса и заявка на аренду. Далее блог, отдельные оптимизированные страницы под рекламу и продвижение, возможно раздел Вопрос/Ответ (опять же для продвижения) и контакты. Наверное это минимум, который понадобиться. Дальнейшее развитие будет при помощи статей на блоге и увеличения количества информационных страниц для увеличения количества посетителей с органического поиска.
Из функционала очень нужна система бронирования. Но она возможно будет довольно сложной и затратной. Посмотрим. В любом случае можно начать работать с обычной заявкой с сайта, которую оставляет посетитель. А вместо базы данных использовать эксель.
Выбор движка сайта для сдачи в аренду небольших помещений. Здесь я имею субъективное отношение как пользователь. Рассматриваю Битрикс или Вордпресс. С ними я работал, мне они симпатичны. К тому же Вордпресс я постоянно самостоятельно эксплуатирую для своих идей. Если проект на Битриксе будет значительно дороже на старте и в поддержке, то скорее всего от него на данном этапе придётся отказаться. А когда будет возможность, то обязательно нужно мигрировать на Битрикс.
Реклама и продвижение услуги Self Storage
Как и писал выше, для органического продвижения сайта необходимо: наполнение сайта, СЕО оптимизация и отдельные страницы под группы поисковых запросов. Для коммерческого продвижения — реклама в интернете, скорее всего Яндекс. Также рассматриваю рекламные ресурсы в виде досок объявлений Авито, Юла, Циан. С социальными сетями я не на «ты», поэтому планирую в будущем копать, знакомиться и пробовать.
Наверное то, что советуют на сайтах а ля «бизнес индивидуального хранения в пять шагов» — клеить объявления на столбах и подъездах, я пробовать пока точно не стану. Хотя и имею некий опыт в подобной рекламе и получал от этого значительный выхлоп, но на данном этапе я такое продвижение не рассматриваю. На будущее, такая реклама может работать для складов, которые находятся в спальных районах, т.е. в непосредственной близости от потенциальных клиентов — физлиц.
В статьях 5-ти летней давности нашел информацию по затратам на рекламу self-storage сайтов. По их данным получались расходы в районе 50 рублей на 1 кв.м. в месяц. Рекламу давали в течение года и за это время забивали полностью все площади нового склада (площадь около 6 тыс. кв.м.). Буду отталкиваться от этого значения, умноженного на 2. Т.е. в расчёт буду брать 100 р в месяц на 1 кв.м. сдаваемой площади боксов.
Сотрудники склада индивидуального хранения
Рассчитываю, что на момент тестирования идеи, на момент «готовых» первых клиентов сотрудники не понадобятся. Обработка заявок, договора, показ склада — всё буду делать самостоятельно. Хочу сам послушать клиентов, посмотреть их реакцию на склад, узнать мнения по поводу локации, качества и стоимости боксов на данном складе. Собрать обратную связь это очень полезно, особенно в начале. Обработать полученную информацию от клиентов, сделать выводы и подкрутить бизнес-процессы, так пишут во всех умных книжках. Так буду пробовать делать и я.
Конечно, по мере успешного развития и увеличения количества клиентов, я буду нанимать сотрудников, обучать их или, скорее всего, буду учиться у них самих. Не буду загадывать наперёд список должностей и компетенций, которые обязаны быть в компании по предоставлению услуг личного хранения вещей. Будет клиент, будет понимание сколько и кого необходимо для его обслуживания.
Инвестиции в услугу хранения вещей
Не в деньгах счастье. На основании этой поговорки можно сказать, что я счастлив. Денег сверхмало для уверенного входа в бизнес индивидуального хранения. Поэтому буду стараться планировать делать всё с минимальными затрами и с минимально возможным полезным функционалом. По возможности, никакой избыточности на первых шагах.
Брать кредит я не буду. По крайней мере на начальном этапе. Никаких займов у родственников, друзей и знакомых. Искать инвесторов также пока нет смысла. Инвесторам нужно показывать пусть и на начальном этапе, но уже работающую идею. Нужно показывать финансовую модель на основании реальных данных. Да и мне самому будет намного комфортнее говорить о кейсе «личное хранение вещей» имея уверенность, подкреплённую реальными делами. Также инвесторы на начальном этапе слишком перестраховываются и поэтому входят в бизнес слишком малыми деньгами, прося за это слишком большую долю в компании. Их я полностью понимаю. Вывод: нужно снизить риски для инвестора и уменьшить его долю в компании.
Только на основании работающей модели селф сторэдж можно думать о таких вещах как кредиты, займы близких и инвесторы. При этом станут проясняться и горизонты в виде продажи доли партнёрам, кооперация с ними или даже франшиза. Судя по всему, в теме хранения, заёмные средства любыми перечисленными выше видами займа очень актуальны. В интернете полным полно предложений о разных видах сотрудничества с компаниями, предоставляющими услуги хранения. Насколько я понимаю, им, также как и мне в будущем, необходим значительный начальный капитал для уверенного старта компании, развития и для более существенного дохода владельца и партнёров.
Юнит экономика стартапа
Кратко — это разность того, сколько приносит одна единица продукта или услуги и сколько при этом составляют затраты на неё. В переводе на 1 кв.м. площади нашей услуги мы можем получить примерно следующее: аренда 1 кв.м. площади со всеми затрами составляет 1450р/кв.м. в месяц, а доход от сдачи его конечному покупателю составляет 1490р/кв.м. в месяц. Таким образом юнит экономика сходится (она положительна) и мы имеем пусть и маленькую, но прибыль. Т.е. 1490-1450 = 40 рублей.
Если юнит экономика не сходится (она отрицательна) и несёт убыток, то нужно прилагать все свои силы для того, чтобы она была положительной. Иначе не о каком масштабировании и дальнейшем развитии не может идти и речи. Иногда эффект масштаба играет на понижение затрат на единицу продукта, но это может быть большим заблуждением и шагом с толь же большим потерям. Поэтому все советуют получить плюсующий юнит уже на малых объемах.
Желаю всем удачи, а мне тем паче.
предлагаю автору собрать единомышленников и скинуться на ООО и взять в аренду склад и начать делать деньги и размножаться. Чё время то тянуть, писать, думать. Надо дейстовать! А раз складов индивидуального хранения не так много, и есть возможность расти, то я готов обоими руками.
Вы не правильно понимаете эфект масштаба. Даже если на минимальных оборотах вы имеете минус, то при большом бюджете всё совсем по другому и появляется прибыль. Чем больше рекламный бюджет, тем дешевле стоимость одного привлеченного клиента. Это вам скажет каждый директолог.
Да, конечно вы правы, Мойша. Но… Обязательно нужно считать, какие статьи расходов будут уменьшаться при масштабировании и действительно ли суммарные расходы станут меньше дохода. А то может действительно получиться «рисовали веселились, запустили прослезились»